Киберспорт — это не только игры и игроки.

В индустрии развивается огромный рынок профессий, без которых не было бы ни спорта, ни шоу. В каждой киберспортивной организации мирового уровня помимо собственно игроков на разных должностях работают десятки человек, также в сфере есть большой рынок смежных с игрой профессий. Причем в киберспорте можно быть востребованным, даже если не играешь сам! В совместном материале Betera и Office Life разобрались, что происходит на киберспортивном рынке образования и работы в Беларуси.

КТО НУЖЕН КИБЕРСПОРТУ?

Список персонала, работающего в индустрии киберспорта, огромен.
Киберспортивная команда может включать в себя:

1. игрок. Топовые игроки в Tier-1-клубах получают зарплаты $3–8 тыс. в месяц, мировые суперзвезды — более $8 тыс. Это не считая призовых. Самые известные белорусские игроки  — Артем ‘fng’ Баршак, Игорь ‘lollipop21k’ Солодков, Дмитрий ‘Fishman’ Полищук — за карьеру заработали $100–700 тыс.;

2. тренер;

3. менеджер: он планирует тренировки, следит за расписанием, оформляет визы, бронирует отели и буткемпы, — в общем, делает все, чтобы игроки чувствовали себя комфортно как в тренировочном процессе, так и на турнирах;

4. аналитик: этот специалист следит за тем, как играют другие команды, как на их фоне выглядит его команда, рекомендует, что и как улучшить;

5. психолог;

6. PR- и SMM-специалисты, маркетологи и журналисты (при команде/операторе или же на профильных порталах);

7. директор (CEO) киберспортивной команды.

Турнирный оператор может включать в себя:

  • 1. менеджер турниров;
  • 2. судья;
  • 3. режиссер трансляции;
  • 4. обсервер;
  • 5. дизайнер | SMM;
  • 6. комментатор: рассказывает, как играют команды.

В индустрии также есть стримеры (рассказывают в прямом эфире, как играют сами; крупные стримеры на Twitch могут получать $5–30 тыс. в месяц, топовые — до $500 тыс. ежемесячно), блогеры, журналисты.

КАК ВСЕ ЭТО РАБОТАЕТ В БЕЛАРУСИ?

— Основа любой команды — это топ-менеджер: директор или CEO, — рассказывает эксперт белорусской киберспортивной индустрии, автор телеграм-канала «Дворовый киберспорт» Павел Волков. — Это человек, который отвечает за развитие, перспективу команды, ее будущее. И именно он несет ответственность за исполнение обязательств команды и ее результаты перед спонсорами, инвесторами, партнерами, меценатами.

Далее — наемные сотрудники: игроки, тренеры, менеджеры, административный персонал, психологи. Этот персонал в Беларуси, предупреждает эксперт, скорее пока приходится «растить» под специфику индустрии: «готовых» профи — единицы.

— Менеджер состава должен подобрать оптимальную команду и следить за тренировочным процессом (или найти тренера), следить за распорядком дня (или делегировать это тренеру), нанять психолога, создать медиаотдел, — продолжает Павел. — Соответственно, киберспортивная команда мало отличается от команды в классических видах спорта.

Павел предупреждает: думать о том, что команде достаточно только хорошо играть и показывать результаты, неверно.

— Плохая «медийка» тянет за собой отсутствие фанатов, партнеров и спонсоров: команда в конечном счете «продает» просмотры и упоминания. В «большом киберспорте» есть такое понятие, как revenue share: когда команду зовут на крупный турнир, там со старта прописано то, что она должна сделать для популяризации ивента: SMM, видео- и фотоконтент и т. д. Взамен на эти активности команда получает процент от рекламных интеграций турнира. В индустрии — снова же, как и в традиционном спорте, — все взаимосвязано.

НУЖЕН ДИПЛОМ ИЛИ ОПЫТ?

В Беларуси, где киберспорт, напомним, не признан спортом, нет государственной системы образования в этой сфере. В России, например, соответствующих специалистов — судей, менеджеров и директоров команд, руководителей клубов — уже готовят в вузах, в том числе в таких престижных, как Высшая школа экономики.

В Беларуси же люди приходят в киберспорт отовсюду: менеджеры из других сфер, психологи из традиционного спорта, бывшие фанаты компьютерных игр и т. д.

— Но киберспорту, как, например, математике или физике, нельзя научить в вузе: навыки и качества, которые нужны в индустрии прямо сейчас, можно получить через опыт, самостоятельное изучение и активное взаимодействие в комьюнити, — говорит эксперт.

Вход в индустрию киберспорта, по мнению Павла, требует труда, упорства и желания. Рынок развивается — и спрос на специалистов будет расти. Но это пока история не совсем про нашу страну. На белорусском рынке пока мало организаторов турниров, специалистов по работе с киберспортом практически нет, нет специализированных маркетологов и эсэмэмщиков с пониманием аудитории.

— Но в Беларуси, где сегодня на относительно высоком уровне играет всего одна команда и проводится относительно немного турниров, и вакансий в киберспорте тоже немного — и все они быстро закрываются людьми из комьюнити.

Для расширения белорусского киберспортивного рынка вакансий нужно, чтобы росла вся индустрия. А местному киберспорту сейчас не хватает меценатов и спонсоров, а также большего количества играющих команд, в том числе в регионах.

 

— Нашей стране нужно три Nemiga и пять Pavaga (Nemiga Gaming и Pavaga Gaming — минские киберспортивные организации), а также минимум по одной PLATOON (гомельская киберспортивная организация) в каждом регионе — тогда будет почва для потребности в кадрах, а соответственно, для их роста, — считает Павел Волков.

Белорусская организация Nemiga Gaming — одна из тех, кому повезло со спонсорами. Самая известная белорусская команда тесно связана со студией Vizor Games, компания-разработчик компьютерных игр значится партнером клуба. Вместе с тем Nemiga также плотно сотрудничает с лидером гемблинг-индустрии, компанией Betera, с целью  развития комьюнити и расширения фан-баз обеих сторон.

— С каждым годом киберспорт приковывает к себе все больше внимания со стороны бизнеса. И речь идет не только о партнерствах и совместных активациях. Наша компания взяла курс на масштабирование и развитие данного направления, реализацию амбициозных проектов и уверенно наращивает экспертизу в этой нише. Мы реализуем не только маркетинговые и имиджевые инициативы, но и КСО-проекты, что позволяет развеять мифы и вместе с тем поддержать тех, кто находит реализацию именно в киберспорте. Наше партнерство с Nemiga Gaming и Pavaga Gaming, Дмитрием ‘Fishman’ Полищуком и Игорем ‘lollipop21k’ Солодковым позволяет обеспечить качественную экспертизу и высокий стандарт киберспортивного контента и для наших клиентов, и для поклонников киберспорта в целом, — поясняет руководитель проектов по развитию партнерских программ Betera Александр Осипов.

В чем же выгода брендов в таком сотрудничестве? Сегодня инвестиции в киберспорт — это возможность заручиться поддержкой молодой аудитории, создать имидж технологичной компании и привлечь миллионы новых клиентов. Сами же клубы могут получить не только финансирование, помощь в трансферах к месту турниров, а также поддержку в организации буткемпов, но и масштабное промо.

ГДЕ МОЖНО СТАРТОВАТЬ В КИБЕРСПОРТЕ

В Беларуси, рассказывает Павел Волков, есть успешные кейсы киберспортивных образовательных проектов. Например, Белорусская ассоциация компьютерного спорта (БАКС) проводила обучение комментаторов, тренеров, а также судей-организаторов. Все выпускники курсов, насколько известно, не стали профессионалами индустрии, то есть не зарабатывают только киберспортивными компетенциями, но успешно совмещают основную работу с киберспортивными активностями.

— Более полезным для индустрии мне показалось обучение судей-организаторов. Даже если мы пока не имеем серьезного опыта организации международных турниров, то как минимум в нашей стране прямо сейчас происходит очередной бум открытий компьютерных клубов — и очень круто, что есть профессионалы, которые могли бы проводить даже локальные мероприятия по стандартам. Считаю, что это уже хороший задел на будущую работу — судьи и организаторы нужны будут всегда и везде, — говорит Павел.

Существующая база подготовленных комментаторов киберспортивных ивентов — это тоже очень круто. Когда люди разбираются в теме и могут увлечь событиями на арене любую аудиторию — это, несомненно, способствует продвижению киберспорта в стране. Выпускники школы комментировали белорусские турниры, работали на выставке-конвенте Unicon & GameEXPO — то есть часть выпускников продолжает работать в сфере.

ВСЕМ ЛИ ГЕЙМЕРАМ СТОИТ СТРЕМИТЬСЯ В КИБЕРСПОРТ?

Школа киберспортивных тренеров БАКС готовила кадры для команд по Counter-Strike: Global Offensive. Студентов там обучали действующие тренеры киберспортивных организаций Nemiga Gaming и Pavaga Gaming, а также преподаватели из Высшей школы тренеров БГУФК. На курсе было 15 слушателей, которые присутствовали на лекциях удаленно, через Discord. И это был не только курс об игре и педагогике: в программу входили такие дисциплины, как физиология, нутрициология, спортивная психология, диетология и др.

— Много тренеров белорусскому киберспорту пока не нужно, ими в основном становятся очень опытные игроки. Наверное, огромный игровой опыт пока и правда важнее всего, но дополнительные знания и подготовка, как и в любой другой профессии, тоже необходимы, — считает Павел Волков.

Также стартовать в киберспортивных профессиях сегодня можно в Pavaga Academy: там обучают игроков — как опытных и перспективных, так и новичков, собираются запустить обучение для капитанов и будущих стримеров.